Progorod logo

ГАИ стала массово штрафовать владельцев машин старше 15 лет: причины ужесточения контроля и кто попадает в зону риска

13 июня 04:34Возрастное ограничение16+
Фото ГИБДД

В 2025 году в России активно обсуждается ужесточение контроля за техническим состоянием автомобилей, особенно тех, которым более десяти-пятнадцати лет. Эта тема вызывает широкий общественный резонанс, поскольку касается безопасности на дорогах, экологических норм и финансовых затрат автовладельцев. Рассмотрим вопрос с разных сторон.

Причины ужесточения контроля технического состояния

Основной мотив — повышение безопасности дорожного движения. По данным ГИБДД, около 40-50% ДТП, связанных с техническими неисправностями, происходят с участием автомобилей старше 10 лет. Износ тормозной системы, рулевого управления, световых приборов и других важных узлов повышает риск аварий. В 2023 году из-за неисправностей произошло 3,7 тысячи ДТП, в которых погибли 575 человек и 5,1 тысячи получили ранения.

Кроме того, старение автопарка сопровождается ухудшением экологических показателей. С 2025 года при техосмотре будет проверяться соответствие нормам выбросов Евро-5, исправность катализатора и сажевого фильтра. Несоответствие требованиям приведет к отказу в выдаче диагностической карты и штрафам до 5 тысяч рублей.

Новые правила и меры контроля

С 1 февраля 2025 года для автомобилей старше 10 лет введены более строгие требования к прохождению техосмотра. Теперь процедура включает электронную фиксацию данных (фотографии, VIN, модель и цвет автомобиля), которые заносятся в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).

Сотрудники ГИБДД получили право чаще останавливать и визуально осматривать старые автомобили, а при наличии признаков неисправностей направлять их на внеочередную техническую экспертизу. Возраст автомобиля сам по себе не является основанием для штрафа, но выявленные дефекты могут привести к санкциям в размере от 2 до 5 тысяч рублей.

Влияние на автовладельцев и рынок

Ужесточение контроля означает рост расходов на техническое обслуживание и ремонт, особенно для владельцев старых автомобилей. Стоимость техосмотра в 2025 году выросла в среднем на 7,5% и в разных регионах колеблется от 900 до 1540 рублей.

С другой стороны, в России более 40% автопарка составляют машины старше 10 лет, а около 10 миллионов автомобилей старше 15 лет. Многие владельцы продолжают эксплуатировать старые автомобили из-за высокой стоимости новых и дефицита импортных машин. Это создает проблемы для системы технического контроля и безопасности.

Рекомендации для владельцев старых автомобилей

Чтобы избежать штрафов и проблем с ГИБДД, рекомендуется:

Проходить техосмотр не реже двух раз в год. Внимательно следите за состоянием тормозов, шин, освещения и уровнем технических жидкостей перед поездками. Сохраняйте документы о ремонте и техническом обслуживании. При выявлении неисправностей своевременно устраняйте их и проходите повторный техосмотр. Таблица: Основные изменения в техосмотре и требования к старым автомобилям в 2025 году Параметр Ранее С 2025 года Возраст автомобилей под контролем Все автомобили Особое внимание к автомобилям старше 10 лет Электронная фиксация данных Нет Обязательно (фото, VIN, модель) Экологические нормы Менее строгие Соответствие стандарту Евро-5, проверка катализатора и сажевого фильтра Частота техосмотра Один раз в год Рекомендуется проводить минимум два раза в год для старых автомобилей Штрафы за отсутствие ТО 2 000 рублей 2000–5000 рублей, в зависимости от нарушения Дополнительный контроль Редко Частые проверки и внеплановые экспертизы для старых автомобилей Заключение

Ужесточение контроля за техническим состоянием автомобилей старше 10–15 лет в России в 2025 году — ответ на рост аварийности и ухудшение экологической ситуации. Новые правила направлены на повышение безопасности на дорогах, снижение числа ДТП, вызванных техническими неисправностями, и улучшение экологического состояния автопарка. Для автовладельцев это означает необходимость более внимательного отношения к состоянию своих транспортных средств и готовность к дополнительным расходам на техосмотр и ремонт. В долгосрочной перспективе такие меры должны способствовать обновлению автопарка и снижению рисков на дорогах.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: