В РЖД рассказали, что будет с «Сапсанами» и «Стрижами»
Вокруг будущего поездов «Стриж» и «Сапсан» всё больше возникает неопределённости. В интервью РИА Новости заместитель генерального директора РЖД Иван Колесников откровенно заявил, что судьба составов Talgo и «Сапсанов» после запуска высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург пока не определена.
Когда-то эти проекты были символами технологического прогресса, однако сейчас требуют либо переосмысления, либо ремонта, либо списания.
Что будет с «Стрижами»?
Начнём с «Стрижей». Поезда Talgo 250 RUS производства Испании были закуплены в 2014 году с расчётом на маршрут Москва — Киев, который так и не был запущен. В то время в РЖД питали большие надежды: уникальная конструкция с наклоняющимся кузовом, лёгкая рама и высокий уровень комфорта должны были изменить представления о дальних поездках.
Однако «Стрижи» в итоге поработали лишь на внутренних российских направлениях и немного на международных маршрутах. В 2022 году производитель прекратил сотрудничество, что, по словам Колесникова, стало неожиданностью и проявлением «непартнёрского» подхода.
Из-за большого количества иностранных комплектующих эксплуатация поездов стала невозможной, и весной 2022 года их окончательно сняли с маршрутов. Сейчас РЖД рассматривает варианты: либо модернизировать поезда и вернуть их в работу, либо продать оставшиеся составы.
Будущее «Сапсанов»
Что касается «Сапсанов», то ситуация тоже далека от окончательного решения. Ожидается, что после запуска высокоскоростной линии Москва — Санкт-Петербург (запланированной на 2028 год), эти поезда утратят основной маршрут. Хотя сроки строительства ВСМ всё ещё под вопросом, в РЖД исходят из того, что проект реализуют.
Бывший министр транспорта Роман Старовойт ранее отметил, что высокоскоростной поезд, скорее всего, заменит «Сапсан» на этом направлении. Он же предложил использовать «Сапсаны» на маршрутах в Нижний Новгород, Воронеж и Белгород.
Проблема в том, что из 20 имеющихся поездов только четыре способны работать на двух системах электропитания (постоянном и переменном токе), что необходимо для новых маршрутов. Остальные 16 требуют дорогой модернизации.
Сейчас полностью электрифицирован только путь до Белгорода. Колесников также упомянул и другие потенциальные направления: Москва — Минск, Москва — Нижний Новгород, Москва — Воронеж. По его словам, подвижной состав не останется без работы.
Воспоминания о «Стриже»
Если «Сапсаны» ещё какое-то время будут курсировать между Москвой и Петербургом, то о «Стрижах» пассажиры вспоминают с теплотой и ностальгией.
«Стриж» предлагал ряд уникальных решений: настоящую вентиляцию с возможностью регулировки температуры в купе, дизель-генераторы, обеспечивающие питание даже при смене локомотива.
Особенностью была атмосфера европейского стиля — белоснежный корпус, отсутствие тамбуров, тихое движение, что выгодно отличало его от более тяжёлых и шумных российских вагонов ТВЗ.
К этому добавлялся высокий уровень сервиса и доступные цены.
Сегодня многие считают, что «Ласточка» или «Сапсан» — достойная замена. Однако «Стриж» оставался единственным импортным поездом с массовыми спальными вагонами. «Сапсан» тоже имеет спальные места, но всего одно купе в составе и лишь в четырёх поездах.
На данный момент шансы на возрождение «Стрижей» невелики: РЖД хорошо умеет обслуживать «Сапсаны», а с «Стрижами» ситуация иная. Поэтому наиболее вероятным вариантом остаётся их продажа, например, Казахстану, который эксплуатирует подобные поезда.