Progorod logo

Захожу в купе, на моей нижней полке уже сидит дед и начинает учить меня жизни

04:06 12 августаВозрастное ограничение16+
Фото из архива редакции

У меня есть одна особенность — я люблю путешествовать поездом, даже когда это совсем неудобно, особенно по ночам. Когда я еду в поезде, предпочитаю полную тишину. Без разговоров о погоде, без звонков, без компании — только я, вагон и несколько часов или даже дней уединения с самим собой.

Поэтому, планируя поездку из Петербурга в Тверь, первым делом я стал искать такой поезд и купе, где ещё никого нет. Нашёл — нижняя полка, место 15. Раньше предпочитал верхние места, но к тридцати перешёл вниз — так удобнее. Купил билет, радовался предстоящей поездке в пустом купе, хоть и с неудобным временем — утром в Твери слишком рано. Но лето, рано светает, тепло — не беда.

Поезд отправился чуть позже десяти вечера. Зашёл в вагон, дошёл до купе и увидел там дедушку. Он уже расположился на моей нижней полке — пятнадцатом месте. Ветровка с погонами, газета в руках, рядом термос и контейнер с бутербродами. Лет под семьдесят, но спина прямая, глаза живые. Вторую нижнюю полку занимала женщина лет сорока, которая весь путь провела с наушниками в телефоне или за книгой.

Я остановился в дверях и поздоровался.
— Здравствуйте.
— Здорово, — ответил он, кивнув. — Это ваше место?
— Да, 15-е, нижняя полка.
Он на мгновение задумался, потом усмехнулся:
— Ну, значит, перепутал.
Не глядя на меня, добавил:
— Внук билет покупал. Просил, чтобы низ — «ноги уже не те», а он верхнее взял. Я ему говорю: «Как я туда залезу?» А он: «Да какая разница, всё равно лёжа».

Он посмотрел на меня снизу вверх, тяжело встал и начал собирать вещи.
— Ладно, что поделаешь. Молодым теперь всё можно.

Я замер. Место моё, билет мой, нижняя полка. Но дедушка — пожилой, ему наверх лезть тяжело. Он не наглый, просто так вышло. Мне — чуть за двадцать, мне легче. Но ведь я специально выбрал нижнюю, чтобы ехать комфортно. Хотел пустое купе, но тут уже не виноват — лето всё же.

Внутри разгорелся спор:
«Это твой билет, ты платил. Почему должен уступать?»
«Но дедушке тяжело — стоит ли настаивать?»

Он уже собрал газету, потянулся за термосом, готовясь подняться наверх. Я вздохнул:
— Давайте поменяемся, если вам так удобнее?
Он прищурился, будто меня изучал, и спросил:
— Почему?
— Ну... — засомневался я, — вы старше.
Он улыбнулся:
— Значит, из жалости уступаешь?
— Не жалости, а вежливости.
Он помолчал, спрыгнул вниз и сказал:
— Нельзя быть слишком вежливым. Иначе мир по тебе будет ездить. Ладно, спи наверху, раз уступил.

Я забрался на верхнюю полку, уткнулся в телефон, пытался найти привычное спокойствие, но его слова зацепили. Казалось, что уступил не по желанию, а из страха показаться грубым. Это ощущение неприятное — словно предал себя.

Через пятнадцать минут раздался его голос:
— Где работаешь?
— Учусь и немного фрилансю, занимаюсь дизайном интерьеров.
— Значит, сам на себя?
— Да.
Он усмехнулся:
— Я всю жизнь на железной дороге — машинист, инструктор. Сейчас пенсия. Еду к сослуживцу в Тулу.

Потом сказал:
— Главное — уважай себя. Ты уступил — хорошо. Но только если по своей воле. Никогда не уступай из страха показаться плохим. Это — рабская доброта.

— Как отличить? — спросил я.

Он налил чай и предложил:
— Спускайся, попьём.

Я сел напротив. Он достал орешки и яблоко и сказал:
— Уважение — это не когда ты гнёшься, а когда стоишь прямо и смотришь с теплом. Ты сейчас так и сделал. Не прогнулся. Взялся за уступку сам. Вот где большая разница.

Мы ещё минут двадцать разговаривали. Он рассказывал, как однажды зимой на глухом перегоне сломались оба пантографа и они мерзли в обесточенном электровозе. О том, как едва не сбил пожилую женщину, которая вдруг решила перейти пути прямо перед поездом.

Потом оба замолчали, просто пили чай. Было по-домашнему спокойно.

Утром меня разбудила проводница. Я тихо собрал вещи и вышел на станции Тверь. Наверное, это была одна из самых запоминающихся поездок в сознательном возрасте — после тех детских, когда всё казалось загадочным и романтичным.

Читайте также:

ГАИ озвучило новые правила для водителей 60 лет: до какого возраста реально можно водить автомобиль в 2025 году Никогда и никому не отдавайте излишки овощей со своего огорода, лучше выбросите. Вот почему нельзя отдавать Почему двигатели новых автомобилей стали не ремонтопригодными
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: