Зачем в России хотят запретить старые машины и не пускать пожилых за руль?
Несколько лет назад в Рейкьявике я стала свидетелем любопытной сцены. За рулём Volkswagen Jetta сидела элегантная женщина преклонного возраста — выглядела лет на девяносто, но назвать её бабушкой язык бы не повернулся. Она явно испытывала трудности с диагональной парковкой: то заедет на встречку, то снова вернётся на место. И вдруг рядом появились двое полицейских.
Они всячески пытались помочь, в итоге сами припарковали автомобиль, помогли женщине выйти, проводили до дверей магазина. Один офицер ушёл по служебным делам, а второй остался ждать её, чтобы помочь и с обратным выездом. Не для штрафа — исключительно из заботы.
В России мне таких внимательных к пожилым водителям встречать не доводилось. Но поразило меня даже не это, а реакция на инициативу ограничить возраст вождения 60 годами. Обсуждения шли жаркие: одни эксперты возмущались, что «такое нигде в мире не практикуется», другие удивлялись — «как так, на пенсию в 65, а за руль уже нельзя?».
Идея родилась на основе статистики: пожилые водители всё чаще становились виновниками ДТП. Но это и логично — их доля в населении растёт, а молодых становится меньше. Законопроект в итоге не приняли, посчитав его сырым и даже вредным. Старшее поколение выдохнуло: кто-то спокойно, а кто-то и вовсе мог бы из-за стресса оказаться в больнице.
Хотя, может, стоило бы идею доработать? Например, поднять «возрастной порог» не до 60, а до 100 лет. Ведь в здравом уме парализованный человек всё равно за руль не сядет. И как бы это звучало за границей: «В России можно водить вплоть до 99 лет». Вот это действительно уникально.
Вторая громкая инициатива принадлежала Российской ассоциации автодилеров (РОАД). Пока продажи шли в гору, автодилеры о безопасности и экологии говорили мало. Но в этом году рынок рухнул, дилерские центры закрываются один за другим. Вот и предложили — ввести дополнительный налог для владельцев машин старше 15 лет и обязать их проходить техосмотр дважды в год.
Проблема в том, что таких авто в России большинство, а значит, социальное недовольство не заставит себя ждать. Глава РОАД Алексей Подщеколдин даже признал, что 15 лет — слишком жёсткий порог, и предложил поднять его до 20–25 лет. По задумке, владельцы старых машин будут вынуждены с ними расстаться и купить новые — особенно если их покупку чуть поддержать субсидиями, собранными через утилизационный сбор. Мол, так автопарк и обновится.
В Финляндии, в небольших городах, ещё четверть века назад на дорогах тоже преобладали старые машины. Но постепенно они исчезли — не из-за запретов, а благодаря росту благосостояния. Ведь старый автомобиль — это чаще всего признак того, что на новый просто нет денег. А у тех, кто ездит на свежих моделях, ресурсы на их покупку, разумеется, есть.
В Корее, к примеру, считают, что срок службы машины — около шести лет. Допустим, даже десять. А потом — повышенный налог и другие меры. Снова можно было бы заявить: «В России уровень жизни поднялся, все ездят на новых авто».
А причём тут велосипедисты? Это тонкий намёк на роман Ремарка «Чёрный обелиск» и старый анекдот про «вождя народов», который для решения всех проблем предложил «расстрелять велосипедистов» — просто потому, что их объявили виноватыми во всём.
Читайте также:
ГАИ озвучило новые правила для водителей 60 лет: до какого возраста реально можно водить автомобиль в 2025 году Никогда и никому не отдавайте излишки овощей со своего огорода, лучше выбросите. Вот почему нельзя отдавать Почему двигатели новых автомобилей стали не ремонтопригодными