Progorod logo

Горбачев распорядился уничтожить технику и убрать документы: из-за чего ГАЗ-14 прекратил выпуск как «Чайка»

13:01 17 ноябряВозрастное ограничение16+

Эволюция дизайна советского автомобиля

К середине шестидесятых годов автомобиль ГАЗ-13 начал казаться устаревшим. Советский автопром уже отставал от американских моделей, ставших эталоном элегантности и стиля. Округлые формы уступили место резким линиям и прямым углам, этот тренд охватил не только машины, но и другие сферы искусства и архитектуры того времени.

Автомобиль среднего класса «Волга» модели М-21 не мог похвастаться современным дизайном, однако партийная элита нуждалась в более современном транспорте. В условиях Советского Союза социальное неравенство сохранялось, хотя открыто об этом редко говорили.

Создание облика нового автомобиля

Над новым автомобилем трудился известный конструктор Лев Еремеев, автор внешнего вида таких машин, как ЗИМ и первая «Волга». Команда специалистов применяла испытанную методику разработки: сначала рассматривались различные концепции, затем выбирались наиболее перспективные идеи, после чего шла доводка до готового образца.

Инженеры получили четкое техническое задание: разработать полностью новый автомобиль, который превзойдет предшественника по уровню комфорта, сохранив при этом общую платформу. Приоритетами были экономия ресурсов и ускоренная разработка, поскольку предполагалось одновременное производство новинки вместе с моделью ГАЗ-24.

Первые прототипы оказались тяжелыми и громоздкими. Чтобы улучшить внешний вид, конструкторы решили опустить линию капота, однако существовала проблема - ограниченные возможности рамы делали такую модификацию невозможной. Пришлось пересмотреть конструкцию шасси.

После возникновения трудностей было объявлено открытое соревнование среди дизайнеров. Победителем конкурса стал выпускник художественного училища имени Мухиной Станислав Волков, чьи инновационные решения легли в основу финального облика ГАЗ-14.

Макеты автомобиля к 1968 году уже демонстрировали свежий и современный дизайн. Машина получилась серьезной и сдержанной, с минимальными элементами заимствования из зарубежных разработок, но при этом с заметным влиянием американской эстетики.

Перед запуском производства опытные экземпляры подверглись серьезным испытаниям. Машины тестировались в различных климатических условиях, проходя проверки на прочность и надежность. Разработчики проявляли особую тщательность, так как малейшая ошибка могла негативно сказаться на репутации коллектива.

К 1975 году удалось собрать девять предсерийных экземпляров. Результаты испытаний подтвердили пригодность автомобиля для запуска массового производства, и комиссия одобрила запуск в серию.

Технические характеристики

Двигатель прошел значительную модернизацию. Новый мотор получил увеличенную мощность благодаря применению двух карбюраторов и усовершенствованному газораспределительному механизму. Мощность возросла до 220 л.с., несмотря на увеличение общего веса автомобиля.

Усовершенствована была и коробка передач. Автоматическая трансмиссия стала тише работать благодаря внедрению гидравлических клапанных механизмов и гасителя крутильных колебаний коленчатого вала. Время разгона до скорости 100 км/ч сократилось до 15 секунд, максимальная скорость составила 175 км/ч.

Высокий уровень комфорта

Первая партия автомобилей сошла с конвейера в честь семидесятилетия Леонида Брежнева. Эти машины отличались необычным цветом кузова - темно-вишневым оттенком вместо традиционного черного. Автомобиль предназначался исключительно для высших государственных деятелей.

Производство запустили в 1977 году, сборка осуществлялась вручную с особой тщательностью. До 1981 года параллельно выпускалась предыдущая модель ГАЗ-13. Новинка оказалась настолько престижной, что ей могли пользоваться лишь чиновники высокого уровня.

Всего за десятилетний период выпуска изготовлено примерно 1100 единиц. После периода застоя советская власть утратила интерес к автомобилю, считая его недостаточно статусным для первых лиц государства и излишне помпезным для остального чиновничества.

В 1988 году, во время борьбы Михаила Горбачева с привилегиями, производство Чайки прекратили. По неофициальной информации, по указанию генерального секретаря уничтожено оборудование и документация, что фактически похоронило любые планы дальнейшей модернизации.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: