Progorod logo

Реальный расход топлива советских легковых автомобилей. Разбираемся.

20:01 20 ноябряВозрастное ограничение16+

Три типа норм расхода топлива в СССР

В Советском Союзе существовали три различные категории норм расхода топлива, каждая из которых имела своё предназначение и применялась в разных ситуациях.

Официальная норма

Эта норма устанавливалась непосредственно производителем автомобиля и использовалась для отчётности и статистических данных.

Учётная норма

Использовалась предприятиями при списании топлива, особенно в таксопарках и государственных учреждениях.

Реальная норма

Она отражала фактический расход топлива, известный лишь водителю или владельцу автомобиля.

Различия между официальными нормами и реальной практикой

Производители легковых автомобилей стремились указать заниженные показатели расхода топлива в паспорте транспортного средства, ориентируясь на западные аналоги. Однако реальная практика показывала гораздо большие цифры.

Например, модель «Москвич-412» и её модификации заявлялись с расходом около 10 литров на сотню километров. Волжский автозавод указывал официальные значения для своих моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-21013 на уровне 8 литров, ВАЗ-2103 - 8,5 литра, ВАЗ-2105 и её вариации - тоже 8,5 литров.

Наиболее экономичной считалась модель «Нива» ВАЗ-2121, которая расходовала примерно 12 литров на сотню километров пути. Среди грузовиков и внедорожников наиболее высокий расход демонстрировала «Волга» ГАЗ-24 и ГАЗ-3105, их официальные показатели составляли 13,5 и 13,7 литров соответственно.

Автофургон УАЗ-469 и микроавтомобиль ЛуАЗ-969А потребляли около 16 и 12 литров соответственно.

Факторы, влияющие на реальный расход топлива

На практике расход оказывался значительно выше заявленных цифр из-за несовершенства карбюраторной системы впрыска топлива и низкого качества бензина. Карбюраторы часто требовали регулировки под конкретный тип горючего, однако стандартные настройки на сервисах позволяли лишь обеспечить стабильную работу автомобиля.

Водители самостоятельно настраивали карбюраторы, однако зачастую не могли достичь оптимальных показателей расхода. Также некачественное топливо негативно сказывалось на работе двигателя, вызывая засорение жиклёров и необходимость дополнительных доз подачи газа.

Некоторые находчивые автовладельцы создавали собственные приспособления и устройства, пытаясь улучшить характеристики карбюраторов и снизить потребление топлива.

Проблема учёта топлива в государственных структурах

У предприятий возникали сложности с завышенным расходом топлива, поэтому они обращались в соответствующие министерства и ведомства для утверждения увеличенных норм потребления бензина. Для одобрения таких заявок требовались весомые обоснования, такие как плохие погодные условия, холодные зимы или специфические дорожные условия.

Если увеличение норм расходов не удавалось получить, предприятия искусственно завышали километраж пройденного пути, чтобы компенсировать расходы.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: