Немцы выпустили свой «Запорожец» синхронно с нами: разбираем, кто копировал дизайн
- 10:30 8 декабря
- administrator

Двигатель из двух мотоциклов
В конце 1940-х годов в Германии автомобилисты передвигались на самых разнообразных средствах, включая трёхколёсные Isetta или мотоколясках Messerschmitt. Завод NSU в Неккарзульме оказался под угрозой закрытия, но в 1946 году руководство взял Вальтер Нигтш. Он сначала восстановил производство полугусеничных мотоциклов, а затем решил вернуться к автомобилям.
Изначально планировали трёхколёсный вариант для экономии, но вскоре передумали и выбрали полноценные четыре колеса.
Особенность конструкции NSU Prinz — двигатель, собранный из двух одноцилиндровых мотоциклетных моторов. Получился двухцилиндровый атмосферный агрегат мощностью 20 лошадиных сил. Для ориентира, базовая Lada Granta развивает 87 сил. В 1957 году на Франкфуртском автосалоне прототип не вызвал насмешек: для машины массой менее тонны такой мотор обеспечивал скорость до 80 км/ч, а расход топлива был минимальным.
Инженеры NSU сделали автомобиль не только бюджетным, но и продуманным технически: независимая подвеска на всех колёсах, реечное рулевое управление. Многие машины того времени уступали по уровню даже спустя годы. Отопитель был простым — нагретый воздух от мотора.
Спортивная версия
Год спустя представили NSU Prinz Sport с кузовом от Франко Скальоне из студии Bertone, автора работ для Alfa Romeo и Maserati. Первые 250 экземпляров собрали в Турине, затем производство вернули в Германию. Мощность подняли до 30 сил, а обтекаемый дизайн позволял разгоняться до 120 км/ч.
Немецкий дизайнер и сходство с «Запорожцем»
В 1961 году вышел NSU Prinz 4, дизайн которого разработал Клаус Люте — будущий глава дизайн-отдела BMW, создатель моделей E28, E30 и восьмой серии.
Внешне Prinz 4 напоминал ЗАЗ-966: отделённая верхняя часть кузова, выпуклые панели, квадратные арки, аналогичные штамповки под фары.
Существуют мнения о копировании советскими конструкторами немецкого прототипа, хотя прототип ЗАЗ-966 демонстрировали на ВДНХ в ноябре 1961-го, а серийный Prinz 4 — в сентябре. Возможно, обе модели вдохновлялись Chevrolet Corvair с похожим стилем.
Различия в технике
Несмотря на схожий внешний вид и 30 сил, объём мотора у ЗАЗ составлял 887 см³ против 598 см³ у Prinz. Немецкая модель имела независимые пружинные подвески и реечный руль, в то время как Запорожец — торсионы и обычный редуктор.
Prinz оснащался династартером Bosch, совмещавшим функции генератора и стартера — инновацией 1961 года. Советский аналог использовал отдельные устройства. Немцы стремились к максимальной технологичности, а советские инженеры — к простоте и лёгкости ремонта.
Быстрое развитие модели
В 1963 году появилась версия с четырёхцилиндровым мотором 1 л и 43 силами, узнаваемая по овальным фарам. Максимальная скорость — 135 км/ч, разгон до 100 км/ч за 18 секунд.
В 1965-м вышла 1000TT с 1,1-литровым двигателем на 55 сил: 148 км/ч и 16 секунд до сотни — показатели, близкие к ВАЗ-2108 с 1,3 л и 64 силами. Топовая TTS достигала 70 сил, гоночная — 85, на уровне BMW 1600-2.
Модель производили по лицензии в Египте (Ramses II), Югославии (Сараево) и Аргентине. Мотоциклы NSU перенесли в Сараево, а Неккарзульм сосредоточился на авто.
Закат NSU
К концу 1960-х NSU процветала: от бюджетных до спортивных версий, экспорт, продажи. Однако роторно-поршневой Ro 80 оказался ненадёжным, гарантийные замены разорили компанию. В 1969 году её приобрёл Volkswagen, интегрировав в Auto Union.
Производство Prinz завершилось в 1973 году с моделью NSU 1200. Завод в Неккарзульме перешёл на Audi, а преемником Prinz стала Audi 50 (позже Volkswagen Polo первого поколения) с дизайном Клауса Люте.