«Чешский РАФ» Skoda 1203: прорыв микроавтобуса, застрявший на конвейере 40 лет
- 07:00 8 декабря
- administrator

Skoda 1203: долгий путь к производству
Эта модель выпускалась более 30 лет, но особенно примечательна длительностью подготовки к запуску на конвейере.
В 1956 году в Чехословакии возникла потребность в компактном автомобиле для перевозки грузов и пассажиров — нечто среднее между легковым транспортным средством и полноценным автобусом.
Первые прототипы создали к концу 1950-х годов. Конструкторы определились с концепцией: вагонная компоновка, несущий кузов, двигатель над передней осью.
Однако переход к серийному выпуску занял 12 лет. Государство признавало полезность модели, но средства на переоборудование производства отсутствовали. Предпочтение отдавали легковым автомобилям, приносившим большую прибыль.
Запуск в производство
В 1968 году Skoda 1203 наконец вышла на конвейер. К тому моменту аналоги из Польши, ГДР и СССР уже эксплуатировались. Тем не менее, чехословацкая разработка получилась надежной.
По современным стандартам конструкция проста, но для своего времени решения были продуманными. Двигатель объемом 1,2 литра развивал 64 лошадиные силы — достаточно для микроавтобуса массой свыше тонны. Максимальная скорость достигала 100 км/ч, что подходило для городских и междугородних поездок. Автомобиль вмещал восемь пассажиров или тонну груза.
На базе модели создали множество модификаций: фургон, микроавтобус, грузопассажирский вариант, машины скорой помощи, пожарные, рефрижераторы, автомобили для милиции и другие.
Неиспользованный потенциал
В 1972 году представили прототип Skoda 778 с обновленным дизайном и мотором объемом 1,5 литра. Он выглядел современно даже в начале 1970-х.
Серийное производство не последовало. Вместо этого базовую модель 1203 выпускали почти 30 лет с минимальными изменениями. Только в начале 1980-х добавили пятиступенчатую коробку передач, и не на всех версиях.
Такая стратегия соответствовала принципам социалистической экономики: нет нужды обновлять успешную модель, покрывающую основные нужды.
Производство в Словакии
После распада Чехословакии сборку перенесли в словацкий город Трнава. Здесь автомобиль под маркой TAZ продолжали производить до 1999 года.
Модель, задуманная в 1950-х, выходила на рынок накануне 2000-х, в эпоху микроавтобусов с дизельными двигателями, кондиционерами, ABS и подушками безопасности. Конструкция сохранила элементы шестидесятилетней давности с устаревшим силовым агрегатом.
Это демонстрирует как консерватизм подхода, так и исключительную долговечность конструкции.
Развитие направления могло привести к наличию в линейке Skoda современного аналога. Однако коммерческий транспорт передали Volkswagen с его Transporter. Skoda сосредоточилась на легковых моделях и кроссоверах.
В 2021 году дизайнер бренда представил концепт обновленной версии 1203, но это осталось на уровне визуализации.