Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

«Чешский РАФ» Skoda 1203: прорыв микроавтобуса, застрявший на конвейере 40 лет

«Чешский РАФ» Skoda 1203: прорыв микроавтобуса, застрявший на конвейере 40 лет

Skoda 1203: долгий путь к производству

Эта модель выпускалась более 30 лет, но особенно примечательна длительностью подготовки к запуску на конвейере.

В 1956 году в Чехословакии возникла потребность в компактном автомобиле для перевозки грузов и пассажиров — нечто среднее между легковым транспортным средством и полноценным автобусом.

Первые прототипы создали к концу 1950-х годов. Конструкторы определились с концепцией: вагонная компоновка, несущий кузов, двигатель над передней осью.

Однако переход к серийному выпуску занял 12 лет. Государство признавало полезность модели, но средства на переоборудование производства отсутствовали. Предпочтение отдавали легковым автомобилям, приносившим большую прибыль.

Запуск в производство

В 1968 году Skoda 1203 наконец вышла на конвейер. К тому моменту аналоги из Польши, ГДР и СССР уже эксплуатировались. Тем не менее, чехословацкая разработка получилась надежной.

По современным стандартам конструкция проста, но для своего времени решения были продуманными. Двигатель объемом 1,2 литра развивал 64 лошадиные силы — достаточно для микроавтобуса массой свыше тонны. Максимальная скорость достигала 100 км/ч, что подходило для городских и междугородних поездок. Автомобиль вмещал восемь пассажиров или тонну груза.

На базе модели создали множество модификаций: фургон, микроавтобус, грузопассажирский вариант, машины скорой помощи, пожарные, рефрижераторы, автомобили для милиции и другие.

Неиспользованный потенциал

В 1972 году представили прототип Skoda 778 с обновленным дизайном и мотором объемом 1,5 литра. Он выглядел современно даже в начале 1970-х.

Серийное производство не последовало. Вместо этого базовую модель 1203 выпускали почти 30 лет с минимальными изменениями. Только в начале 1980-х добавили пятиступенчатую коробку передач, и не на всех версиях.

Такая стратегия соответствовала принципам социалистической экономики: нет нужды обновлять успешную модель, покрывающую основные нужды.

Производство в Словакии

После распада Чехословакии сборку перенесли в словацкий город Трнава. Здесь автомобиль под маркой TAZ продолжали производить до 1999 года.

Модель, задуманная в 1950-х, выходила на рынок накануне 2000-х, в эпоху микроавтобусов с дизельными двигателями, кондиционерами, ABS и подушками безопасности. Конструкция сохранила элементы шестидесятилетней давности с устаревшим силовым агрегатом.

Это демонстрирует как консерватизм подхода, так и исключительную долговечность конструкции.

Развитие направления могло привести к наличию в линейке Skoda современного аналога. Однако коммерческий транспорт передали Volkswagen с его Transporter. Skoda сосредоточилась на легковых моделях и кроссоверах.

В 2021 году дизайнер бренда представил концепт обновленной версии 1203, но это осталось на уровне визуализации.

...

  • 0

Популярное

Последние новости